МОТОЦИКЛ ДАЁТ НЕВЕРОЯТНЫЙ СПЕКТР ОЩУЩЕНИЙ И ВОВЛЕЧЁННОСТИ В ПРОЦЕСС
Александр Гринёв
Мотоциклы и духовные практики, обучение безопасной езде и внутреннему балансу. Готовясь к интервью с Александром Гринёвым – основателем и руководителем мотошколы «Дзен», я ещё больше прониклась байкерским сообществом. Преподаватели несут ответственность не только за выполнение сложных технических элементов, но и за комфортную атмосферу на дорогах и психологическое состояние учеников.
— Почему мотошкола носит название «Дзен»? Отражает ли это название ваше мировоззрение?
— К сожалению, слово «дзен» сейчас сильно затаскано и превратилось в штамп. С другой стороны, это некий фильтр для будущих учеников. Когда зарождалась идея школы, хотелось взаимодействовать с людьми определенного склада характера, способными абстрагироваться от окружающей суеты и агрессии, которых и без того хватает на дорогах. Всё же дзен подразумевает саморазвитие и духовность, именно таких водителей, осознанных и думающих, мы и стараемся готовить. Лично мне в дзене откликается больше всего акцент на медитации в действии, на полную самоотдачу и погружение в процесс. Это как раз про мотоциклы.
— Как возникла идея создания своей мотошколы?
— Машины я всегда очень любил, занимал руководящий пост в транспортной компании. В какой-то период возникло стремление к духовности, к трансформации своего жизненного пути. И, конечно, мотоцикл был важной частью этой трансформации. Мотоцикл даёт невероятный спектр ощущений и вовлечённости в процесс. В момент езды происходит мощная эмоциональная разрядка. Поток мыслей как бы останавливается, и ты полностью отдаёшься этой свободе, этому драйву, этой медитации в действии.
— Девушки за рулём мотоцикла вызывают восхищение. Это правда, что женщинам сложнее проходить обучение?
— Как правильно, примерно 40% наших учеников – женщины. Я не подвержен гендерным стереотипам по поводу женщин за рулём, будь то мотоциклы или автомобили. Всё зависит исключительно от навыков и трудолюбия. Есть мужчины, которые сдают экзамен по пять раз и есть женщины – истинные профи.
— Какая ваша любимая модель байка?
— Я перепробовал очень много моделей. Сейчас отдаю предпочтение adventure, то есть мотоциклам для путешествий. У них повыше клиренс, более мягкая подвеска, они достаточно комфортны во время езды по бездорожью.
— Для многих мотоцикл – часть крутого образа байкера. То есть, это больше история про имидж?
— Да, я тоже всегда задаю ученикам вопрос, зачем они сели за руль мотоцикла, чего они хотят на самом деле? С помощью такого увлечения некоторые люди на самом деле хотят самоутвердиться. Я и сам прошёл через это в самом начале: поиск новой формы самовыражения, новых ощущений. Истинное осознание и любовь к мотоциклам пришли позже, лет через пять, уже в процессе преподавания и занятий любительским спортом. Мне бы очень не хотелось, чтобы образ байкера стал стереотипом. Не хотелось бы делить людей на своих и чужих, это приводит к сепарации и конфликтам между байкерами и теми же автомобилистами.
— Адреналин, драйв, скорость захватывают. Но не будем забывать и про риски мотоспорта…
— Даже обычная тренировка – это всегда выход за грань. Все травмы так или иначе тормозят человека, лишь единицам хватает стойкости и силы духа продолжать. Правда в том, что страх остаётся на долгое время. Есть некий порог, после которого человек ломается изнутри. Эти риски всегда нужно осознавать и по возможности просчитывать. А лёгкие падения, наверное, даже в чём-то полезны. Ты начинаешь проще к ним относиться, садишься и едешь дальше, со временем твоё тело понимает, как правильно падать. Существуют, конечно, адреналиновые наркоманы, подсевшие на экстрим. Важно понимать, что человек ищет в погоне за адреналином. Мне кажется, в большинстве случаев речь идет о нахождении в моменте.
— Расскажите, пожалуйста, немного о байкерском этикете? Не зря же этих ребят называют рыцарями дорог.
— Действительно, есть некий кодекс общения. Например, принято здороваться при встрече на дорогах. Обычно это какой-то жест, в Европе машут ногой. Но это только внешняя сторона. В среде мотоциклистов, как и в любой другой, тоже есть и непонимание, и конкуренция. Однако в сложной ситуации вы точно получите помощь и поддержку.
— Кстати, про конкуренцию. Вы принимаете участие в соревнованиях?
— У меня был опыт участия в шоссейно-кольцевых мотогонках в Чемпионате России по супермото. Это трековые гонки, асфальт с участками грунта. Сейчас активно развивается такое движение как мотоджимхана, созданное в Японии. Это максимально бюджетное соревнование на самое быстрое маневрирование. Опыт общения с этим сообществом оставляет приятное впечатление, там мало агрессии, зависти и нездоровой конкуренции. Все открыты, делятся опытом, могут даже одолжить свой мотоцикл на соревнования.
— Повлияла ли на вас книга Роберта Пирсига «Дзен или искусство ухода за мотоциклом»?
— Я давно знал о существовании этой книги, но прочитал уже после основания школы. Эта книга больше не про мотоциклы, а про психологию.
Мне было интересно её прочесть. Там тоже много про погружение в процесс. Про наблюдение за тем, что происходит здесь и сейчас.
— Какой процент сдавших экзамен с первого раза?
— С первой попытки экзамен сдаёт примерно половина наших учеников. Это один самых высоких показателей по Москве. Задача преподавателя состоит в том, чтобы подобрать правильный комплекс упражнений. Но всё зависит от трудолюбия и высокой мотивации учеников.
— Поддерживаете ли вы контакты с выпускниками школы?
— Да, мы регулярно собираем ребят, проводим семинары по устройству и обслуживанию техники, основам безопасной езды, по оказанию первой помощи при ДТП. На такие мероприятия, как правильно, приезжают выпускники прошлых лет, у нас есть своя компания, общий чат. Ребята часто собираются или просто покататься по Москве, или организуют поездки к достопримечательностям московской области и других городов. Такое общение всегда очень радует и заряжает энергией!
Беседу вела Алина Бурмистрова