Прежде чем решать для себя, кукую экипировку выбрать давайте разберемся для чего она нужна. Это поможет яснее понять, что выбрать, а на что не стоит тратить крохи, оставшиеся после покупки мотоцикла мечты.
Экип – это защита. Да, но от чего. Как правильно говорят: «Убивает не скорость, а резкая остановка». Так вот, если упасть с мотоцикла на скорости 200+ км/час на обычной дороге, то вероятность просто проскользить на заднице, протирая толстенную кожу убитого кенгуру и при этом не встретится с твердым предметом ничтожно мала. Удар тела о твердый предмет на скорости 60 км/час равносилен падению с 9 этажа на землю (лично не проверял, но так говорят, и это похоже на правду). И тут уже не важно, какой будет экип.
Из всего вышесказанного делаем вывод, что экип действительно работает при легких и средних падениях. Тот же хайсайд (полет через руль), или лоусайд (скользячка) будут куда более болезненным без экипировки. Бывает, что самое безобидное падение заканчивается продолжительным лечением лишь потому, что человеку лень было надевать экип. Учебная езда на площадке в мотошколе – не исключение. Даже на малой скорости можно повредить себя любимого.
Как бы то ни было, всегда защищайте ноги и голову. Первое страдает чаще всего, второе смертельно.
Однако экип не только защищает при падении, но еще спасает от ветра, дождя, ну и просто смотрится круто! Значит эти факторы тоже нужно учитывать.
При чем если падать мы не собираемся вообще (ну или делаем это не часто), то со стихиями мы взаимодействуем постоянно, и получается, что характеристики продуваемости и влагозащиты порой выходят в более высокий приоритет (например для мототуристов).
И так, к делу! Что выбрать?
Для начала определяемся с назначением. То есть где будем ездить и какие падения возможны.
Здесь есть две большие группы. Спортивная езда (асфальтовые треки, грунтовые трассы, сантрайдинг, эндуро и т.д.) и «гражданское» использование мотоцикла (город, путешествия, за грибами и т. п.). Про спорт сейчас не будем, это тема отдельная.
Что выбрать для повседневного использования?
Если вы обеспеченный человек, то уместно приобрести несколько разных комплектов на все случаи и времена года. Экипа много не бывает. Бюджет такого шопинга начнется от 100 т .р.
А что делать тем, у кого в кармане денег раза в три меньше?
Тут важно соблюсти два основных фактора: универсальность и скромность.
Универсальный экип, это черепаха, колени, ботинки «дорожного» класса и шлем модуляр либо интеграл.
Ни в коем случае не покупайте шлем и ботинки низшей ценовой категории.
Ботинки и шлем это то, на чем точно не стоит экономить. Выбирайте обувь с хорошей защитой, и чем выше сапог – тем лучше. Качество и материал шлема тоже очень важны, он должен быть удобный и износостойкий. Визор (стекло) должны иметь защиту от запотевания. Напыление или пинлок. Модуляр заметно удобнее интеграла, а при обычных падениях защищает не на много хуже. Однако он более сложный, а значит более дорогой.
Черепаха хороша тем, что обеспечивает отличную защиту и позволяет подстраиваться под погоду благодаря комбинациям с одеждой из вашего повседневного гардероба. В холодное время можно и пуховик поверх надеть. Не круто, но за то без воспаления лёгких. Наколенники можно надеть как на, так и под брюки. Но помните, что под одеждой их эффективность возрастает. Лучше всего надевать под широкие крепкие джинсы. Джинсы – это вообще крутейшее изобретение человечества. А если есть лишние 10 тысяч, то мотоджинсы с кевларом будут очень кстати. Плюс в них есть встроенная защита, однако она сильно проигрывает хорошим наколенникам, хотя в разы удобнее. Кожаная одежда смотрится круто, и отлично защищает от скольжения, однако либо в ней жарко (а если она перфорированная, то в ней мокро), сохнет долго, занимает много места в дальних поездках. Хороший текстиль (для буржуев с Гортексом) удобнее в разы, хотя проигрывает в защите. Даже правильнее сказать, что он более одноразовый. Кожа может выдерживать большее количество падений.
Как быть спортбайкерам? Не круто лезть на шестисоточку в текстиле? Да, смотреться вы будете странно. Так же, как спортбайк на дороге общего пользования. Но если уж вы купили спортивный мотоцикл для повседневной езды, значит вам важнее произвести впечатление. В этом случае только слитный комбез! Да, неудобно, не практично, но очень круто!
Перчаток лучше купить две пары. В небольшом бюджете сверхзащиту без потери подвижности вы не получите, так что берите просто удобные и крепкие. При поездках в дальние дали сменные перчатки (более легкие или наоборот, более теплые) порой просто необходимы.
Не лишними будут бронешорты. Их можно купить недорого в отделе зимних видов спорта любого спортивного магазина.
Теперь про скромность.
Под скромностью понимается выбор бренда. Исключите из своего поиска новинки, топовые модели и крутые бренды. Класс защиты у середнячков на рынке вполне сопоставим с элитными марками, а качество материалов не сильно хуже. Например шлем: лучше купить флагманскую модель Шарка трёхлетней давности, чем самый бюджетный Араи. Он реально будет лучше во всем.
Откровенный Китай нужно исключить из поиска. Если денег совсем мало – ищите б/у или распродажи залежалых не популярных моделей.
И еще. Экипировка должна быть удобной и именно вашего размера. Вы надеваете ее для безопасности, а если она слишком сковывает движения и лишает точности в управлении, то риск попасть в неприятность наоборот возрастает.
Более подробную консультацию по экипировке вы всегда можете получить у вашего мотоинструктора. На то он и наставник! Удачи на дорогах!