Никогда не задумывались, почему в гоночных машинах и мотоциклах, так много внимания уделяется резине? Потому что при повороте, разгоне и торможении от качества сцепления колес с покрытием зависит эффективность вашего разгона или торможения. Чем лучше зацеп, тем более агрессивно мы можем тормозить, тем активнее мы можем разгоняться. Скорость движения в повороте так же напрямую зависит от сцепления с дорогой.
Для лучшего понимания физики процесса уточним – покрышка деформируется под весом мотоцикла, образуется небольшая плоская площадка покрышки, которая плотно прилегает к покрытию дороги. Эту площадку называют пятном контакта, и за счет того, что есть это пятно мотоцикл удерживается на дороге. Коэффициент сцепления показывает, насколько хорошо покрышка “прилипает” к покрытию дороги.
Как нам это поможет в управлении мотоциклом? Для этого уточняем, что если у вас хорошая резина, то это еще не гарантирует, что коэффициент сцепления будет максимальным при любых условиях. Сделать так, чтобы «резина работала», то есть максимально эффективно прилипала к покрытию – далеко не простая задача. Цель – создать необходимое давление на колесо с помощью перемещения массы газом, тормозом и собственным телом.
В каком случае лучше всего реализуется коэффициент сцепления? Тогда, когда НЕТ пробуксовки. Пробуксовка колес только уничтожает резину, она не позволяет ехать быстрее. Оговорюсь: речь идет о “гражданской”, а не о спортивной резине. Там все немного иначе.
Чем больше времени мотоцикл находится в скольжении, тем медленнее мы едем. Выглядит эффектно, но бестолково по сути.
При разгоне пробуксовка неэффективна: вы крутите колесо на месте, а не ускоряетесь. При торможении блокировка колес (особенно переднего) почти всегда приводит к падению. Сомнительный способ остановки. Не зря мото производители не устают совершенствовать системы антиблокировки и антипробуксовки колёс.
Самое эффективное торможение и разгон получится, если колесо будет на грани пробуксовки, то есть «вот еще чуть-чуть и начнет крутиться на месте или блокироваться». Это же относится и к движению в повороте. Скорость прохождения поворота в скольжении медленнее скорости в повороте на грани срыва.
Как научиться чувствовать, когда сорвет колесо в юз? Упражнениями, конечно! Этому уделяется большое внимание на курсах контраварийной подготовки. Так же учимся применять это на гоночном треке.