Что изменилось в 2024 году
Слуги народа честно отрабатывают свой хлеб и регулярно снабжают нас новыми законами и поправками, в том числе относительно получения категории А
Не вижу смысла оценивать адекватность изменений. После отмены “квадратной” восьмёрки в 21 году и возвращению к двум кругам все и так понятно.
Предлагаю просто безоценочно ознакомиться с текущими условиями и разобраться как тут быть.
Если коротко об изменениях 2024 года — убрали “Гараж” и добавили “Колейную доску”, при чем не такую, как была раньше, а реальную. Деревянную.
Остальные упражнения остались как 2023 году.
И так, поехали!
Регламент экзамена
на категорию “А” 2024 года
Для сдачи практического экзамена по вождению мотоцикла необходимо выполнить 5 упражнений, по возможности не допуская ошибок. Большинство ошибок считаются грубыми и каждая из них влечет за собой оценку НЕ СДАЛ. Так же есть незначительные ошибки, которые допускается совершить два раза (суммарно). Третья незначительная ошибка — это тоже оценка НЕ СДАЛ
Что именно считается ошибкой и как они классифицируются:
- Заглохнуть при выполнении упражнения — не более одного раза;
- Коснуться ногой земли во время движения при выполнении упражнения, за исключением мест обязательной остановки — не более 2-х раз;
- Сбить конус (разметочное оборудование) во время выполнения упражнения — не более одного раза При чем это не относится к конусам и стойкам, выставленным на сплошных линиях — их нельзя даже касаться!;
- Совершить движение задним ходом — “не сдал”;
- Уронить мотоцикл — “не сдал”;
- Наехать или выехать за сплошную линию разметки или выехать по проекции габарита мотоцикла за границы участков испытательных упражнений— “не сдал”;
- Не уложиться в лимит времени, отведенного на упражнение “скоростное маневрирование” или в суммарное время, отведённое на прохождение всех упражнений — “не сдал”;
- Не соблюдение задания (траектории, последовательности или обязательного включения нейтральной передачи) — “не сдал”;
- Остановка у стоп-линии на расстоянии большем, чем это предписано в задании либо пересечение линии «стоп» по проекции переднего габарита мотоцикла в случаях, когда остановка перед линией «стоп» предусмотрена условиями выполнения испытательного упражнения — “не сдал”;
- Не приступить к выполнению упражнения после команды инспектора в течении 30 секунд — “не сдал”;
- Отказ от выполнения экзаменационных упражнений — “не сдал”;
Кроме этого запрещено использование телефонов либо иных технических устройств, позволяющих вести переговоры.
Суммарное время выполнения всех упражнений рассчитывается по специальной формуле. Для каждой площадки оно будет разное, но если суммировать время выполнения упражнений без учета перемещения по площадке, то значение не должно превышать 3,5 минут. Время выполнения упражнения “Скоростное маневрирование” — не более 35 сек. (замеряется отдельно).
Очерёдность выполнения упражнений законом не регламентируется. На каждой экзаменационной площадке она своя, и объявляется во время обязательного инструктажа перед сдачей экзамена.
Выполняя упражнения не советую вам подсчитывать количество совершённых ошибок и тем более принимать решение о том, что вы провалили экзамен и самовольно “сходить с маршрута”
Повода для того, чтоб завершить выполнение задания может быть только два: либо вы выполнили все упражнения, либо инспектор дал команду прекратить выполнение упражнений. В остальных случаях продолжайте выполнять программу, как ни в чем не бывало. Ведь инспектор мог и не заметить вашей ошибки, если только вы не наехали ему на ногу.
Штрафные баллы начисляются только во время выполнения упражнений. Ошибки, совершенные при перемещении от одного упражнения к другому не учитываются.
Упражнение “Габаритный коридор”
Описание упражнения
• осуществлять прямолинейное движение (рисунок 1);
• остановиться на расстоянии, не превышающем 50 см от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита мотоцикла);
• включить нейтральную передачу, коснувшись одной ногой (ногами) поверхности площадки;
• продолжить движение, пересекая линию «СТОП».
Рекомендации
Не смотря на желание убедиться, что руль не цепляет стойки, делать этого не нужно. Смотрите вперёд на конец упражнения или немного дальше.
Не напрягайте руки. Удерживайте равновесие с помощью смещения корпуса. Избегайте подруливания.
Упражнение будет выполнить проще, если в начале упражнения вы сделаете небольшой разгон, а вторую половину проедете накатом на выжатом сцеплении. Это не совсем “канонично” и “круто”, но работает. Тормозите плавно, используя оба тормоза.
На тренировках сдвигайте стойки максимально узко и старайтесь ехать максимально медленно в “серой зоне” сцепления. Стандартная ширина упражнения 1,2 метра, а такое расстояние в междурядьи бывает далеко не всегда.
Упражнение “Габаритная Восьмерка”
Описание упражнения
- двигаться по заданной траектории;
- остановиться на расстоянии, не превышающем 50 сантиметров от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита);
- включить нейтральную передачу и поднять вверх левую руку, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки (рисунок 2);
- закончить выполнение, выехав вперед за пределы упражнения;
Рекомендации
Выполняя это упражнение избегайте излишнего наклона мотоцикла. Двигайтесь не слишком быстро, регулируя скорость задним тормозом, при необходимости “травите” сцепление. Обороты двигателя удерживайте немного выше холостых.
При движении по кругу переднее колесо направляйте как можно ближе к внешней линии. Не смотрите на ограничительные конусы — взгляд должен быть направлен на противоположную часть окружности.
Упражнение “Змейка”
Описание упражнения
Осуществлять движение по заданной траектории, последовательно объезжая разметочные конусы с левой и правой сторон (рисунок 3).
Змейка
Рекомендации
Избегайте движения на холостых. Удерживайте ручку газа слегка приоткрытой, регулируя скорость движения задним тормозом. Будет отлично, если при этом получится слегка “травить” сцепление.
Во время смены направления загружайте подножки, наклоняя мотоцикл под собой, применяя контруклон. Рулите ногами а не рулём.
Следите, чтоб проезжая очередной конус мотоцикл был уже направлен во внутрь траектории поворота, а не к габаритной линии. Это получится, если повторить траекторию, изображенную на рисунке.
Упражнение “Скоростное маневрирование”
Описание упражнения
• объезжать последовательно с левой и правой сторон 5 разметочных конусов (рисунок 4);
• совершить разворот в ограниченном разметочными конусами пространстве;
• последовательно проехать габаритные ворота;
• остановиться на расстоянии, не превышающем 50 см от линии «СТОП» (по проекции переднего габарита мотоцикла);
• включить нейтральную передачу, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки;
• выехать из зоны выполнения упражнения, пересекая линию «СТОП».
Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 35 секунд.
Скоростное маневрирование
Рекомендации
Выполняя змейку удерживайте взгляд на дальней линии упражнения (зона разворота).
Рулите ногами, а не рулём.
Начиная разворот поверните голову налево, удерживая взгляд на точке выхода из поворота.
Выполняя проезд ворот удерживайте взгляд не на текущем элементе, а на следующем. Взгляд скользит впереди “на шаг вперед”.
Перед началом торможения включите нейтральную передачу — это существенно сократит время выполнения упражнения.
Не забудьте о том, что упражнение считается выполненным тогда, когда мотоцикл выехал за линию “СТОП”. Не мешкайте после остановки — включайте первую передачу и выезжайте за стоп-линию.
Не стоит ехать слишком быстро. Тренируйтесь проезжать упражнение за 27-30 секунд. Это отличный результат. За скорость вам не дадут бонусов, а вот риск совершить ошибку увеличивается.
Упражнение “Колейная доска”
Описание упражнения
Кандидат в водители:
— осуществляет движение по «колейной доске»;
— останавливается перед линией «СТОП» после проезда по «колейной
доске» (по проекции переднего габарита);
— включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на
мототранспортном средстве с механической коробкой переключения
передач), о чем информирует поднятой вверх левой рукой и удерживает
транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись ногой
(ногами) поверхности площадки;
— выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию
«СТОП». (рисунок 5).
Рекомендации:
В этом упражнении важны расслабленные руки и взгляд.
Выбирайте комфортную скорость движения. Не стоит ехать слишком медленно.
10-15 км/час это оптимальная скорость для прохождения колейной доски.
Направляя мотоцикл на упражнение смотрите на саму доску, но при заезде на её переведите взгляд в линию горизонта перед собой. При съезде с доски смотрите на линию СТОП и контролируйте расстояние от переднего колеса до линии остановки.
Упражнение лучше выполнять на тяге, а не накатом. Однако в момент заезда на доску вы можете на короткое время слегка поджать сцепление, после чего снова подключить тягу для поддержания прямолинейной траектории.
Если скорость выше комфортной, притормаживайте задним тормозом но не отпускайте газ(!)
Удерживайте баланс движениями корпуса, а не рулением. Не напрягайте руки.
Если эти советы вам показались полезными, но хочется больше практики — добро пожаловать на курс вождения по категории А. Мы с радостью поможем Вам подготовиться к экзаменам и повысить свои навыки управления мотоциклом.
Ну и главное: как показывает практика, чаще всего терпят неудачу те, кто не справляется с волнением. Несколько советов о том, как не волноваться на экзамене я публиковал ранее.
Отменённые экзаменационные упражнения
Упражнение “Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места”
Отменена 1 апреля 2024 года
Описание упражнения
После пересечения на мотоцикле линии начала выполнения упражнения остановиться так, чтобы проекция заднего габарита мотоцикла пересекла линию начала выполнения упражнения, выключить двигатель и спешиться (рисунок 2).
Далее, удерживая мотоцикл в равновесии, пешком, располагаясь от мотоцикла с удобной стороны, откатить его задним ходом и установить на подножку в пределах обозначенного места парковки так, чтобы он по проекции переднего габарита пересек линию окончания выполнения упражнения. Затем сесть на мотоцикл, запустить двигатель и выехать с парковочного места.
Упражнение необходимо выполнить применив движение задним ходом только один раз.
Рекомендации
Проезжайте через контрольную линию вперед подальше — лучше проехать лишний метр,чем не доехать 1 сантиметр.
Не забудьте заглушить двигатель.
Старайтесь удерживать мотоцикл перпендикулярно земле, сохраняя его в состоянии равновесия. Чем сильнее вы наклоняете мотоцикл на себя, тем тяжелее его перекатывать, сохраняя намеченную траекторию.
Держитесь одной рукой за руль, а другой за багажник. Удерживайте взгляд на точке, к которой движетесь.
Находясь слева от мотоцикла не забудьте убрать подножку. Иначе во время движения можно повредить ногу.
Во время остановки убедитесь, что откинули подножку до упора.
Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров
ОТМЕНЕНО С 1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА
Описание упражнения
• осуществлять движение по обозначенной полосе (рисунок 6);
• подать сигнал поворота левой рукой и совершить маневр перестроения к месту остановки так, чтобы проекция левого габарита мотоцикла пересекла контрольную линию;
• остановиться на расстоянии, не превышающем 30 сантиметров от линии «СТОП» и не превышающем 30 сантиметров от линии разметки по проекции правого габарита мотоцикла, опираясь на землю правой ногой;
• включить нейтральную передачу и удерживая мотоцикл неподвижно, опустить левую ногу на землю;
• продолжить движение, пересекая линию «СТОП».
Время выполнения элемента упражнения не должно превышать 15 секунд.
Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров
Рекомендации
Наберите комфортную скорость. Постарайтесь подать сигнал левой рукой заблаговременно, чтоб к моменту начала маневра обе руки были уже на руле. Перед манёвром выключите сцепление.
Заезжая на место парковки рулите ногами, а не рулём. Так же, как на змейке.
Перед тем, как затормозить, сместите корпус немного вправо. Это позволит совершить остановку с опорой на правую ногу. Не нажимайте на передний тормоз слишком резко.
Упражнение “Габаритная Восьмерка”
по регламенту в период с 2017-по 2021 год.
Отменена 1 апреля 2021 года
Описание упражнения
Двигаться по заданной траектории (рисунок 7).
Время выполнения не должно превышать 35 секунд.
Габаритная восьмёрка
Рекомендации
Начинайте развороты от боковой линии, оставляя максимальное пространство для маневра.
Во время разворота удерживайте взгляд на конусе, вокруг которого совершается манёвр. Отклоните корпус наружу, сохраняя баланс.
Избегайте движения на холостых. Удерживайте ручку газа слегка приоткрытой, регулируя скорость движения задним тормозом. Будет отлично, если при этом получится слегка “травить” сцепление.
Источник https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380236/