“Восточный стиль”, или почему в Непале мало аварий

Не раз слышал от людей, вернувшихся с отдыха в странах Азии: "Капец, они там чокнутые, на дорогах хаос, ездят по три-четыре человека на одном мотоцикле, ни одного светофора, на знаки всем пофиг.." Ну, и тому подобное.

Не раз слышал от людей, вернувшихся с отдыха в странах Азии: “Капец, они там чокнутые, на дорогах хаос, ездят по три-четыре человека на одном мотоцикле, ни одного светофора, на знаки всем пофиг..” Ну, и тому подобное.
Как часто мы судим, не разобравшись, лишь по картинке, по внешним признакам, своим меркам и шаблонам.

Случилось так, что за 2017 год я посетил несколько азиатских стран: Непал, Тибет, Тайланд. Причем, в основном бывал не в популярных курортно-туристических местах, а в провинции, глубинке. В этих поездках было много ценных открытий и наблюдений, однако, сейчас хотел бы поделиться мыслями о тамошнем “хаосе” на дорогах.

Честно говоря, первое ощущение, что на дороге бардак. Кажется, что ПДД для людей – некая условная абстракция из параллельной реальности. В городах есть светофоры, это да. И даже часто на них смотрят и останавливаются, иногда даже на красный. В Непале светофором и знаков сильно меньше, чем в Тайланде, например, но тоже есть. Даже есть регулировщики, и их слушаются. Ну, и на этом всё.

Цифры говорят сами за себя

Остальное регулирование дорожного движения происходит интуитивно. Страшно? Опасно? Да, возможно. Но за несколько месяцев в этих странах я видел одно(!) ДТП. Цифры статистики это подтверждают. Да, на горных серпантинах в Непале автобусы, бывает, падают вниз, но в этих случаях причины немного другие. Это редко бывает следствием столкновения с другими машинами. Чаще причина – переутомление водителя, неисправность техники, отсутствие нормального дорожного покрытия, а иногда и самой дороги (не говоря уж об ограждениях и отбойниках).
В чем же секрет такой низкой аварийности при такой интенсивности и не упорядоченности движения?

Как я понял, дело во внутреннем состоянии и менталитете людей из этих стран. Обычный человек, даже если он в рваных штанах и тапочках едет на убитом малокубатурном мотоцикле, отплевываясь от пыли, ощущается намного счастливее большинства жителей европейских мегаполисов.

Тайцы (Непальцы, Тибетцы) не самоутверждаются за счет агрессии на дороге, крутизны транспортного средства или унижения соседа по потоку. Так же как они не пихаются в транспорте и не лезут без очереди. Не принято. Сейчас конечно, можно показать фото, где на крыше поезда будут ехать индусы, потому что в салоне нет места. Но ключевой момент, в том, что тебе, вероятнее всего, помогут залезть на эту крышу, а не спихнут, при попытке туда забраться. И так во всем. То есть, классическая модель поведения в Азии – изначально неконфликтная. У нас же, как правило, все наоборот: чтобы человек с тобой миролюбиво разговаривал надо потратить время и установить контакт. А им ничего не стоит притормозить и пропустить в потоке другого или подать руку при загрузке в автобус.

Еще один интересный показатель – интонация гудков. В Азии она совсем другая. Казалось бы, такая же «дуделка», с такими же характеристиками звука как на наших машинах. Но звук гудка несет совершенно другую эмоционально-энергетическую окраску. Я всего несколько раз за все время путешествия услышал привычный нашему уху грубый нетерпеливый гудок.
Мы так привыкли к “звуковым ругательствам” на наших дорогах, что принимаем за норму наш грубый пинок, прилетающий в спину через долю секунды после включения зеленого на светофоре. В Таиланде или Непале такой инородный, не характерный звук удивляет окружающих (а не злит, как вы могли бы подумать). Скорее всего, авторами этих конфузов были туристы на арендованных машинах. В Тайланде, кстати, гудок воспринимают как личное оскорбление, и за такое могут даже ударить, возможно даже по лицу, и возможно несколько раз.

Но одно дело наблюдать поток, а другое – попробовать в него влиться. Когда я впервые взял на прокат байк в Покхаре (Непал) было немного не по себе. В дополнение ко всему, я первый раз ехал по дороге с левосторонним движением. Однако, уже минут через 5 я понял, в чем фишка. Нужно постараться не разделять себя с этим потоком.

Получается это сделать не сразу: слишком привычно быть отделенным от остальных. Прошитый за много лет западный индивидуализм бунтует и не дает ощущать кого-то кроме себя самого. Но со временем осознаешь, что, по сути, мы все – один организм, как океан и рыбы. Ведь рыбы понимают друг друга без слов, правил, дорожной разметки. Так и там. Эти люди “договариваются” друг с другом взглядом, мыслью, часто едут на ощущениях. Они просто знают, чувствуют, что сделает другой. Они открыты и не агрессивны. Не всегда они радушны, но агрессии не ощущается точно, даже если ты пока еще не в теме и творишь «чудеса».

Конечно, у нас с ними очень разный менталитет, и требовать от русского человека буддийского спокойствия наивно и глупо. По возвращении я довольно быстро смешался с нашей средой. Однако стараюсь сохранить ощущение потока, вспоминать как это, когда по-другому, иначе. И когда получается, мне внезапно перестают мешать другие участники дорожного движения, а иногда они чувствуют мой посыл, и я перестаю мешать им. Итог – разъезжаемся мирно. Чаще всего так получается быстрее и безопаснее. А ведь внешне как будто ничего не поменялось.

Такие вот чудеса.

Поделиться в сетях
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Это интересно:

Фото Мотоинструктор за работой

Вакансия мотоинструктор

В нашем понимании мотоинструктор, это не просто человек, уверенно владеющий мотоциклом. В первую очередь это педагог. Ведь уметь ездить самому и обучить этому другого — не одно и то же.

Читать полностью »
Мотоинструктор ДЗЕН

Как я стал мотоинструктором

Уметь хорошо ездить на мотоцикле и обучить этому другого — это совсем не одно и то же.
Я не знаю такого места, куда можно пойти, и обучится на мотоинструктора. К сожалению чаще всего курсы подготовки авто и мотоинструкторов — это просто бюрократическая формальность.

Читать полностью »
Мотодружба

Опыт или навыки?

Опытные видят и понимают дорогу, а значит могут прогнозировать ситуацию и избегать аварийных ситуаций. Однако в экстренной ситуации не хватит навыков совершить правильный манёвр.

Читать полностью »
moto-zen

Почему ДЗЕН?

На занятиях, я стараюсь обратить их внимание на самые незначительные моменты, раскрыть все аспекты управления мотоциклом, для того, чтоб стала возможна такого рода активная медитация.

Читать полностью »
Пролистать наверх

Оплатить сертификат можно переводом на карту или наличными.
Данные для оплаты мы предоставим Вам после получения заявки.