После того как вы погрузились в свой внутренний мотомир и проделали «медитацию будущего байкера», поняв, для чего же на самом деле вам мотоцикл, можно поговорить о конкретном мотоцикле.
Кто пропустил первый шаг, рекомендую изучить первую часть этой статьи.
И на первом уровне неплохо бы определиться с классом мотоцикла.
Класс мотоцикла определяет сферу его применения. Это определенная концепция, которая должна быть вам близка. И сильно глубже, чем просто визуальное впечатление.
Конечно мотоцикл должен радовать глаз.
Именно визуальный образ мотоцикла очень часто оказывает ключевое влияние на выбор.
Почти во всех мотоциклах есть свой шарм, эстетика, красота. Но покупать большой тяжелый мотоцикл с обилием хрома довольно странно, если у вы по своей натуре энергичны и подвижны. Если за рулем автомобиля вы ездите динамично, часто перестраиваетесь и не упускаете возможность заложить в поворот до свиста покрышек, то круизер или чоппер разочарует вас своей неповоротливостью.
Так же не стоит покупать эффектный спортивный мотоцикл (обязательно литр) только ради того, чтоб произвести впечатление на противоположный пол, хотя по натуре вы тихий и осторожный интроверт.
Так же спортбайк будет неудачным выбором для поездок на природу или в дальние дали.
Стоит отметить отдельно, что если вы покупаете мотоцикл, в первую очередь, для того, чтоб произвести впечатление, то велика вероятность, что он (мотоцикл) периодически будет заставлять вас страдать. Либо от неудобной посадки, либо от избыточной мощности и агрессивного нрава, либо от огромного веса, с которым по неопытности, будет справляться очень сложно.
А еще очень часто бывает так, что вы оказываетесь под впечатлением от мотоцикла друга (соседа, коллеги) и вот уже в голове только одна мысль: «Хочу такой же!»
Кроме этого на наши предпочтения сильно влияет мнение авторитетных «экспертов» (чаще всего мотоблогеров).
И действительно какой-то мотоцикл может быть хорош во многих аспектах и человек, мнение которого для вас важно, с полным основанием для этого будет расхваливать и восхищаться конкретной моделью. Но пожалуйста, не забывайте, что это его ощущения, а не ваши. Он решает свои собственные задачи. А у вас они могут быть свои. У всех людей разный характер, темперамент, физические показатели, опыт и навыки управления байком.
Вам нужно найти СВОЙ мотоцикл. Он может не быть лучшим в рейтингах и оценках, но он будет вам подходить, и это очень и очень важно!
Как быть, если нравятся мотоциклы разных классов?
Возвращайтесь к вышеописанной медитации, представляя себя на разных мотоциклах. Не спешите, вслушивайтесь в свои чувства. Проделайте это несколько раз в разное время суток и в разном настроении. Очень хорошо, если сценарии будут отличаться в зависимости от класса мотоцикла.
Если и это не помогло. Хочется всего и сразу по принципу «всё в одном», то сценарий примерно такой: вы покупаете максимально универсальный мотоцикл, и катаетесь сезон или два. Если предпочтения не изменились и по-прежнему хочется и того, и другого, и третьего, да побольше, то вы сталкиваетесь с реальностью, что универсальность имеет негативную сторону. Так как это всегда компромисс. Вы не получаете ста процентов ни в чем. Поэтому такой мотоцикл уходит на продажу, а в гараже появляются два, три (а иногда и более) мотоцикла разных классов.
Ниже приведен субъективный рейтинг основных классов мотоциклов с оценками по ключевым параметрам
Динамика – способность мотоцикла ускоряться на малых и средних скоростях
Безопасность – очень субъективный параметр, включающий в себя статистику ДТП и учитывающий поведенческие признаки райдеров, выбирающих этот класс.
Вес – снаряженная масса мотоцикла
Центр тяжести – высота, на которой расположен центр тяжести относительно дороги
Высота по седлу – среднее значение для класса по высоте седла мотоцикла
Маневренность – способность мотоцикла поворачивать и разворачиваться на малых скоростях
Удобство в городе – оценка с точки зрения утилитарного применения. Производная от маневренности с учетом легкости перемещения в междурядии.
Удобство в путешествии – пригодность для дальних поездок
Комфорт для пассажира – на сколько мотоцикл пригоден для езды с пассажиром
Вау-эффект – очередной субъективный параметр, характеризующий количество внимания от пешеходов и автомобилистов.
Оценки в этом рейтинге очень усредненные, так как в каждый класс входят очень разнообразные модели сильно отличающиеся друг от друга по техническим характеристикам.
Список отсортирован по весу мотоцикла, начиная с самых тяжелых
Туристы
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Вес ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Удобство в городе ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Круизеры (чопперы)
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Маневренность ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Спор-туристы
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Дорожные и нейкиды (от 800 куб.см.)
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Тур-эндуро
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Высота по седлу ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Дорожные и нейкиды (400-800 куб.см.)
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Удобство в путешествии ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Классика и ретро
Динамика ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Спортбайки
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Безопасность ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Удобство в путешествии ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Мотарды
Динамика ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Центр тяжести ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Высота по седлу ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Удобство в путешествии ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰ (сильно зависит от ваших навыков)
Малокубатурники (до 400 кб.см.)
Динамика ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Безопасность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰ ✰
Вес ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Центр тяжести ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Высота по седлу ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ✰
Маневренность ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Удобство в городе ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️
Удобство в путешествии ⭐️ ✰ ✰ ✰ ✰
Комфорт для пассажира ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Вау-эффект ⭐️ ⭐️ ✰ ✰ ✰
Если вы не можете точно обозначить для себя область применения байка, то выбирайте обычный дорожник средней кубатуры с небольшим весом или небольшой кроссовер. В конце первого сезона ваши предпочтения будут более определёнными, и выбрать следующий мотоцикл будет намного легче.
Но главное, что вы проведете свой первый сезон на удобном, послушном и легко управляемом мотоцикле.
Поверьте, ощущения свободы и драйва доступны практически на любом исправном байке при условии, что вы прошли в мотошколе полноценную подготовку. Базовых навыков будет достаточно, чтоб кайфовать от вождения, а не бороться с мотоциклом при каждом манёвре.
После того, когда вы определили для себя класс мотоцикла, можно говорить о конкретных марках и моделях. И об этом – в следующей статье.